Andrei's Blog (Блог Андрея Крутько)
by andrei@krutsko.com

Внезапно началась зима! А с зимой на дорогах появились ровным и жирным слоем реагенты. В нашем регионе, увы! это не гранитная крошка. К большому сожалению это обычная техническая соль с добавлением песка, отходы от производства пищевой соли белкалия и подобных предприятий.

Все это приводит к тому что дикая природа, которая объективно нуждается в соли, и испытывает затруднения в добычи в естественных условиях - устремляется на дороги чтобы эту самую соль потреблять в достаточных количествах.

ВНИМАНИЕ - ЛОСИ ВЫХОДЯТ НА ДОРОГИ!



И предупреждение тут достаточно простое! - Включаем режим "трясущихся коленок" при проезде участков дорог, проходящих через лесные массивы или рядом с ними.









НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ!!! нельзя быть уверенным что "я тренировался, я объеду" - если что гуглим про трагическую гибель в 2018г Юрия Семенчука, неоднократного призера и победителя Беларуси по классическому ралли и тренера по автоспорту.
Против лося не помогли ни многолетний раллийный накат, ни чемпионство, ни умение, ни опыт - трагедия унесла жизни двух спортсменов.




Единственное что может помочь - СНИЖАЕМ СКОРОСТЬ!
В случае малейших подозрений - БЬЕМ В ТОРМОЗ + РУЛЬ ПРЯМО ДВУМЯ РУКАМИ.
Никаких попыток отмахаться, никаких попыток объезжать - НЕТ! Не надо!



И да! тут важно вспомнить про свет фар.

Еще один важный момент! НЕЛЬЗЯ ВКЛЮЧАТЬ ПРОТИВОТУМАНКИ совместно с ближним светом фар. Я уже очень подробно рассказывал про это.
Причина - СТРОЕНИЕ ГЛАЗА!

Дневное зрение обусловлено тремя видами колбочек, чувствительными каждая к своему цвету, ночное же палочками, обладающими большой чувствительностью, но реагирующими на свет в общем без разделения на цвета.

Палочки при хорошей освещенности перестают функционировать (в литературе обычно указывается освещенность большая чем создаваемая луной). В целом палочки более чувствительны, но из-за особенностей строения глаза воспринимают изображение нечетко и без выраженной цветовой дифференциации. Колбочки же теряют чувствительность при малой освещенности, хотя изображение получаемое от них цветное и четкое. Иногда в условиях полумрака стараются использовать освещение красным светом (к которому слабо чувствительны палочки) тем самым активируя колбочки, благодаря этому приему повышается четкость зрения, сокращается время темновой адаптации.
Поскольку по центру сетчатки глаза преобладают колбочки, а палочки преобладают по краям сетчатки острота зрения максимальна по центру поля зрения и убывает в направлении периферийного зрения.


Включая ПТФ дополнительно с ближним светом фар вы ОСЛЕПЛЯЕТЕ СВОИ ГЛАЗА, полностью ВЫКЛЮЧАЯ ваше ночное зрение, которое ваш глаз имеет, работая палочками сетчатки.
Любое избыточное освещение, только УМЕНЬШАЕТ ДАЛЬНОСТЬ ВИДИМОСТИ, именно по причине увеличения яркости.

Если любите ярко - только дальний свет фар может помочь, когда освещается все и далеко.



Да! дальний свет фар конечно помогает, но если включить дальний не позволяют изредка встречный поток? Или попутная машина впереди? Что делать? - Ну уж точно не надо включать ПТФ дополнительно к ближнему!!!
Надо дать глазу увидеть полутени! Увы, но ближний свет фар это компромисс, и тут надо минимизировать потери и максимально улучшить видимость глазом, а не ослепить его. А ПТФ делают ровно наоборот, они дают яркую узкую полосу и это ТОЛЬКО МЕШАЕТ ГЛАЗАМ!


Кроме отрицательного эффекта на глаза самого водителя, ПТФ еще и ослепляют встречных. Для встречных это еще один дополнительный источник света, подпадающий им на их сетчатку глаз, и дело не в регулировке!!! часть света фары при любой регулировке попадает в глаза встречному водителю просто всегда! Ближний + ПТФ = на встречу едет не одна машина, а две и очень близко.
ПЛОХО!







Wednesday, November 23, 2022, 14:15

by andrei@krutsko.com

Тема конечно крайне обширная и ее просто невозможно охватить в одном коротком сообщении. Но тем не менее попробую применительно к сивику.



Я не буду растекаться "мыслью по древу" и эту басню подсокращу максимально. Если нужны подробные обоснования и прочие "дай мне ссылку" — отправлю просто к моим отснятым материалом с чемпионом РФ по классическому ралли, по совместительство просто очень хорошим спортивным инженером.
Сейчас просто коротко.

Для начала вот ссылка на заводские углы.



Все по классике. Все именно так как мы уже обсуждали ранее — чем больше требуется зацепа от машины в быстрых дугах, чем сильнее нагружается машина в упоре — тем большие углы развала требуется.
И безусловно кинематика независимой подвески такова, что с ростом нагрузки на колесо, надо ставить его в наибольший зацеп и поэтому:



Зависимость развала от хода задней двух-рычажной подвески именно такая. Так и должно быть.
Важно понимать что! — Сдвигая статическую точку изменением длины рычага не только изменяется базовые угол, но также меняется и динамическое соотношение. То есть график НАКЛОНЯЕТСЯ! Так как меняется фактически не угол развала, а угол SAE!
Почему это важно? — Нельзя просто завалить колесо или выпрямить колесо, надо обязательно к этому менять угловую жесткость всей подвески чтобы компенсировать наклон этого графика. Либо надо работать с кулаком и ступицей, а не с длинами рычагов.

И еще один постулат. — Для преимущественно прямолинейного движения углы на ведущей оси должны быть более прямыми. Углы же на свободно катящейся оси должны иметь обязательно большие значения. (развал в отрицательную сторону, схождение в положительную). Нужно это в первую очередь для корректной работы протектора шин, и для компенсации угла увода шины. И это сейчас про ГРАЖДАНСКИЕ УСЛОВИЯ. Помимо увеличения развала некоторые производители на задней оси с применением полунезависимой балки (ввиду того что невозможно обеспечить нужную точность изготовления) сильно закрывают схождение задних колес в плюс. Это НЕ увеличивает зацеп на оси, но решает проблему с углом увода шин задней оси и убирают "болтанку".

В случае же если преобладает движение в дуге, машина помногу ездит по извилистым дорогам по типу горных серпантинов — развал еще И на ведущей оси рекомендуется увеличить, но все равно не более чем развал на второй, на свободно катящей оси.

Дополнительно еще надо отметить настройку на сухую и мокрую дорогу. Опытным путем за огромное количество пройденных соревнований гоночными инженерами по всему миру выявлен некоторый угол развал после которого происходит заметное снижение эффективности работы протектора шины в дождевых условиях и это -2гр30мин, переход через который снижает зацеп по мокрому.
Заметное же снижение зацепа по сухому происходит только при углах развала от -6гр и более. При этом Оптимальные значнеия угла развала колеса для смешанной эксплуатаций колеблются в диапазоне от -2гр до -3гр, ближе к -2гр для преимущественно прямолинейного движения и ближе к -3гр для более частого движения в упоре в дуге.

Для переднего привода заметно больший развал на задней оси выполняет еще одну важную функцию — таким способом достигается нейтральный или недостаточный баланс поведения, за счет увеличения зацепа сзади при малейшем отклонении от прямолинейного движения. Именно этим обусловлено такая разница в углах развала по осям.

Для гражданского использования немаловажным фактором является "сопротивление качению". И тут возникает противоречие. Для того чтобы заставить протектор шины работать эффективно и компенсировать угол увода шины, чтобы дать точность управления — надо колесо нагружать даже когда колесо просто катит прямую. Надо делать что-то в вроде "преднатяга". Но! это же действие уменьшает "выбег".
В условиях современной жесткой борьбы за экологию производители вынуждены идти на компромисс и уходить от оптимальных с точки зрения зацепа шин углов, переходя к более экономичным настройкам с меньшими потерями.
При этом опытным путем было установлено что углы развала на свободно катящей оси меньше -1гр30мин являются просто опасными для вождения так как при уменьшении угла развала от -1гр30мин в положительную сторону приводит к просто "болтанке" даже при прямолинейном движении, за счет снова углов увода протектора + за счет свободного хода в сайлентблоках и прочих резинках подвески. При этом — вспоминаем график выше! — уменьшая развал рычагами, уменьшается наклон — при постановке машины в упор в дуге, изза выпрямления графика не происходит ЗАМЕТНОГО динамического увеличения угла развала = такая ось в дуге еще и не получает ожидаемого зацепа под загрузкой.

Возникает вопрос - А почему тогда на передней оси переднеприводного автомобиля для гражданского автомобиля по умолчанию углы развала значительно более положительные и почти нулевые относительно границы -1гр30мин? Все просто — КОЛЕЙНОСТЬ. Чем больше развала на оси тем сильнее ось реагирует на малейшее изменение профиля дорожного полотна. Гражданскому водителю ни к чему переострый и нервный руль. Поэтому чтобы сделать рулевое одновременно легче и немного спрятать излишние подробности помимо уменьшения плеча обката уменьшается и развал на ведущей оси (при этом сильно увеличивается угол SAE для динамической весовой стабилизации).
Да это сильно уменьшает зацеп на передней оси при отклонении от прямолинейного движения, но это приемлемо в гражданской жизни с современными шинами. И снова вспоминаем написанное выше — сзади развал всегда больше, а значит и зацеп в дуге и это дает недостаточный характер управляемости, что безопаснее. (пока туда не влезут шаловливые ручонки)

Итог для сивика:
1. Для спокойной гражданской езды переднюю ось можно оставить "почти прямую", а угол схождения подобрать исходя из графика зависимости угла схождения от хода подвески.
2. Заднюю ось лучше выставить развал по краю допуска, то есть в -2гр, схождение же слегка свести в плюс и незначительно закрыть колеса. Так сильно безопаснее и хотя бы на заднее оси всегда будет хороший зацеп.
3. Можно разваливать колеса спереди сильнее, если не пугает дерготня рулевого, но надо помнить! что это сместит баланс управляемости в сторону избыточности. При этом пытаться разваливать еще второю ось/зад больше -2гр30мин опасно для езды в по мокрому.
4. Если просто выставить задние колеса прямо, надо сильно заваливать схождение в плюс сзади, иначе задняя ось будет постоянно рыскать за счет угла увода шин и свободного хода в с/б.
5. Нельзя просто взять и накрутить на простом сивике углы до "топора"! так это сильно завалит "динамические" характеристики и развала и схождения, их зависимости от хода сжатия подвески, и машина станет ехать только хуже и нервно рыскать в упоре. Для корректной настройки требуется замена стабилизаторов, пружин и вообще установка всей подвески "топора", включая амортизаторы.

PS и да! если у вас сели пружины, - надо просто пойти и поменять пружины! а не пытаться накрутить то что не сломано
Friday, November 18, 2022, 14:24

by andrei@krutsko.com



судачек на каунаском море передает всем привет :)



Saturday, November 12, 2022, 07:01

Разное, Из сети, Эфир
by andrei@krutsko.com

Засмотрел вчера интервью Лобкова у Дудя... Точнее нет, сначала попался на глаза отзыв Алексея Мочалова и вот решил тоже заслушать.
Блин :(



Вот если честно - сильное разочарование. Несмотря на "нет.войне", несмотря на опыт горячих точек и чеченских компаний.
Когда регулярно видишь этого человека в различных эфирах: "НТВ", потом "Дождь", из последнего действительно понравилось у Пивоварова пару его работ... - как обухом по голове, когда Юра вывернул его на изнанку.

И я сейчас не про особенности его ориентации и про скандалы - это зацепки для маргиналов.
Самая суть человека вылезла на 2м часу интервью (с 2:07).

Дудь просто гениально это все свел и смонтировал, начиная с того какой же "душенька-интеллигент", образованный и на сколько широко мыслящий человек. Чечня, войны, горячие точки, отношение к войнам, серьезные работы, либеральные взгляды.
Разгоняя этот снежный ком с горы постепенно, но с заметным ускорением, на втором часу (с 2:07) получаем просто "бах обухом по голове".

В итоге для меня после интервью Лобков Павел Альбертович это:

[+] спойлер
прилично образованный, интеллигентный, весьма широкого кругозора, старый токсичный толстый алкоголик, научившийся очень хорошо врать со времен СССР, сильно загоняющийся на деньгах, при этом "в свои 55ть" все просравший и не накопивший просто ничего, в итоге цепляющийся за любую копейку, полностью управляемый и хоть и набивающий себе цену, с ощущением что готов продаться если подкинут прям много, с высокой "степенью растяжимости совести"... и при этом еще открыто-токсично, а иногда и агрессивно, проявляющий свои влечения


В итоге впечатление двойственное. С одной стороны еще больше проникся какой же Юра все же сильный интервьюер, а с другой стороны "зачем это все" и "как это развидеть".
Но если подумать - таких "интеллигентов из СССР" на самом деле очень много. Что-то есть в Лобкове типовое из той эпохи - сочетание алкашки и достаточно большого ума, помноженное на недосказанность и нереализованность, припудренное синдромом голодного детства.












Thursday, November 10, 2022, 09:01

by andrei@krutsko.com

В последнее время стало модно хвастаться как жрут поломатые упилочки :)
Упилков не держим, поэтому просто выложим для сравнения сколько кушкает возможно еще исправная машина.

Начнем с условий поездки:



В самом начале движения навигатор радостно сообщил что все плохо, "все красненькое" и как это обычно это бывает вечером — эти 11км сейчас "быстрее пешком" (извиняюсь не догадался сфоткать прям самого начала поездки).

Но в итоге все чуть чуть подрассосалось, и приехали чуть быстрее, и средняя составила целые 29км/ч, что надо сказать даже непривычного быстро для 18:00.






Посмотрим что показывает БК для такого режима движения чистого города со средней скоростью 29км/ч.



Чистый город, всю дорогу бампер в бампер. Максимум один участок разогнались "аж до 50кмч"
(да фото в середине поездки, ну а че делать в пробке то)

И в принципе в эту машину только один раз за все время удалось с большим усилием впихнуть что-то больше 8л, и это была 4ч пробка с глухой аварией на объездной когда БК нарисовал 8.5л… С тех пор даже если дурковать и уходить в кикдаун с каждого светофора, влить больше так и не удалось.




Ну а в целом статистика за последние 1500км вот такая:



Чисто трассы тут не видно, в основном машина ездит по городу и по городу расход колеблется в пределах до 7.9л, обычно что-то около 7.5л.

А последние 6.1л — смешанный расход, в эти 500км входило поездка семьей в аквапарк на выходные за 150км туда и 150км обратно, на БК тогда чисто трасса колебалась около 5л+-. Показывает 6 так как очевидно сюда добавились несколько поездок по 7+л в городе (см пред фото).
Подтвердить что по трассе 5л сейчас нечем, может быть в другой раз подсниму сколько эта машина потребляет за городом на скоростях 110-130кмч (а медленней на ней просто засыпаешь).


Tuesday, November 08, 2022, 17:07

Отдых, Страны Балтии, Разное

Шуть шуть красивое :)










Monday, November 07, 2022, 18:00

by andrei@krutsko.com

Именно это хочется написать и передразнить в эти осенние дни многих писателей соцсетей "про машинки".



https://youtu.be/GpO2eyFV09E



Как-то уже прилично поднадоела умилительная и искреннее наивная простота миллиардов сообщений о том что "я переобулся". Ну поздравляю, че!

Ну что такого в этой запредельно банальной процедуре, чтобы громко на весь мир сообщить об этом в соцсетях?.. Не, ну конечно поздравляю, че!

Но, на самом деле, я тут не собираюсь зло троллить этот заповедник щенячей искренности, вовсе нет.
Давайте я лучше напишу еще раз, снова! что зимняя резина на асфальте (даже мокром, даже в минус) тормозит ХУЖЕ ЛЕТНЕЙ.
И да! даже на мокром асфальте, даже в лёгкий минус любая зимняя резина ПЛЫВЕТ и проигрывает в торможениях с городских скоростей БОЛЕЕ КОРПУСА авто летней шине.

Еще раз — таки она ПРОИГРЫВАЕТ, Я ПРОВЕРЯЛ!



(весь тест тут тыц)

Привет передаю ещё раз всем тем кто верит что что-то там "якобы дубеет" и что "мишлин сказал при +7"… ога


https://youtu.be/k3fExmhAr7o

"Мама сказала в бидоне" (цы)

Нет, летняя шина не только не дубеет, а ещё и прилично выигрывает.

Тестов проведено уже было миллионы, моя подборка как всегда по ссылкам раз или два там много, все интересно, если не видели)

Это помимо аналогичных экспериментов от Авторевю или ЗаРулем и прочих изданий.

Сегодня я даже не пытаюсь агитировать ездить на летних шинах до упора. Увы, часто это воспринимается слишком буквально. Вплоть до "он сказал летняя лучше, так начерта! я вообще зиму покупать не буду" — ещё большая дурь. Ибо как только случается снег - ой, а без ламелек то не едем.... Научи идиота молиться — лоб расшибет, воистину так и есть.
А про вечный холивар с ламельками против гвоздей тоже было, вот тут.

Нет, сегодня я лишь хочу вложить в головы мысль — ПЕРЕОБУЛИ РЕЗИНУ НА ЗИМНЮЮ? — ХОРОШО! НО ПОМНИТЕ И БОЙТЕСЬ — ТОРМОЖЕНИЯ ХУЖЕ, ПРЯМ СИЛЬНО ХУЖЕ.

Это пожалуй все на сегодня…
Перекинули? — меняйте стиль вождения уже сейчас, даже если ещё сухо и +15. И тем более если сыро и "каля нуля"




Thursday, November 03, 2022, 19:20


Back Next

1999-2024 © krt