CivicX - Пару замечаний про углы установки колес.. Andrei's Blog (Блог Андрея Крутько)
by andrei@krutsko.com

Тема конечно крайне обширная и ее просто невозможно охватить в одном коротком сообщении. Но тем не менее попробую применительно к сивику.



Я не буду растекаться "мыслью по древу" и эту басню подсокращу максимально. Если нужны подробные обоснования и прочие "дай мне ссылку" — отправлю просто к моим отснятым материалом с чемпионом РФ по классическому ралли, по совместительство просто очень хорошим спортивным инженером.
Сейчас просто коротко.

Для начала вот ссылка на заводские углы.



Все по классике. Все именно так как мы уже обсуждали ранее — чем больше требуется зацепа от машины в быстрых дугах, чем сильнее нагружается машина в упоре — тем большие углы развала требуется.
И безусловно кинематика независимой подвески такова, что с ростом нагрузки на колесо, надо ставить его в наибольший зацеп и поэтому:



Зависимость развала от хода задней двух-рычажной подвески именно такая. Так и должно быть.
Важно понимать что! — Сдвигая статическую точку изменением длины рычага не только изменяется базовые угол, но также меняется и динамическое соотношение. То есть график НАКЛОНЯЕТСЯ! Так как меняется фактически не угол развала, а угол SAE!
Почему это важно? — Нельзя просто завалить колесо или выпрямить колесо, надо обязательно к этому менять угловую жесткость всей подвески чтобы компенсировать наклон этого графика. Либо надо работать с кулаком и ступицей, а не с длинами рычагов.

И еще один постулат. — Для преимущественно прямолинейного движения углы на ведущей оси должны быть более прямыми. Углы же на свободно катящейся оси должны иметь обязательно большие значения. (развал в отрицательную сторону, схождение в положительную). Нужно это в первую очередь для корректной работы протектора шин, и для компенсации угла увода шины. И это сейчас про ГРАЖДАНСКИЕ УСЛОВИЯ. Помимо увеличения развала некоторые производители на задней оси с применением полунезависимой балки (ввиду того что невозможно обеспечить нужную точность изготовления) сильно закрывают схождение задних колес в плюс. Это НЕ увеличивает зацеп на оси, но решает проблему с углом увода шин задней оси и убирают "болтанку".

В случае же если преобладает движение в дуге, машина помногу ездит по извилистым дорогам по типу горных серпантинов — развал еще И на ведущей оси рекомендуется увеличить, но все равно не более чем развал на второй, на свободно катящей оси.

Дополнительно еще надо отметить настройку на сухую и мокрую дорогу. Опытным путем за огромное количество пройденных соревнований гоночными инженерами по всему миру выявлен некоторый угол развал после которого происходит заметное снижение эффективности работы протектора шины в дождевых условиях и это -2гр30мин, переход через который снижает зацеп по мокрому.
Заметное же снижение зацепа по сухому происходит только при углах развала от -6гр и более. При этом Оптимальные значнеия угла развала колеса для смешанной эксплуатаций колеблются в диапазоне от -2гр до -3гр, ближе к -2гр для преимущественно прямолинейного движения и ближе к -3гр для более частого движения в упоре в дуге.

Для переднего привода заметно больший развал на задней оси выполняет еще одну важную функцию — таким способом достигается нейтральный или недостаточный баланс поведения, за счет увеличения зацепа сзади при малейшем отклонении от прямолинейного движения. Именно этим обусловлено такая разница в углах развала по осям.

Для гражданского использования немаловажным фактором является "сопротивление качению". И тут возникает противоречие. Для того чтобы заставить протектор шины работать эффективно и компенсировать угол увода шины, чтобы дать точность управления — надо колесо нагружать даже когда колесо просто катит прямую. Надо делать что-то в вроде "преднатяга". Но! это же действие уменьшает "выбег".
В условиях современной жесткой борьбы за экологию производители вынуждены идти на компромисс и уходить от оптимальных с точки зрения зацепа шин углов, переходя к более экономичным настройкам с меньшими потерями.
При этом опытным путем было установлено что углы развала на свободно катящей оси меньше -1гр30мин являются просто опасными для вождения так как при уменьшении угла развала от -1гр30мин в положительную сторону приводит к просто "болтанке" даже при прямолинейном движении, за счет снова углов увода протектора + за счет свободного хода в сайлентблоках и прочих резинках подвески. При этом — вспоминаем график выше! — уменьшая развал рычагами, уменьшается наклон — при постановке машины в упор в дуге, изза выпрямления графика не происходит ЗАМЕТНОГО динамического увеличения угла развала = такая ось в дуге еще и не получает ожидаемого зацепа под загрузкой.

Возникает вопрос - А почему тогда на передней оси переднеприводного автомобиля для гражданского автомобиля по умолчанию углы развала значительно более положительные и почти нулевые относительно границы -1гр30мин? Все просто — КОЛЕЙНОСТЬ. Чем больше развала на оси тем сильнее ось реагирует на малейшее изменение профиля дорожного полотна. Гражданскому водителю ни к чему переострый и нервный руль. Поэтому чтобы сделать рулевое одновременно легче и немного спрятать излишние подробности помимо уменьшения плеча обката уменьшается и развал на ведущей оси (при этом сильно увеличивается угол SAE для динамической весовой стабилизации).
Да это сильно уменьшает зацеп на передней оси при отклонении от прямолинейного движения, но это приемлемо в гражданской жизни с современными шинами. И снова вспоминаем написанное выше — сзади развал всегда больше, а значит и зацеп в дуге и это дает недостаточный характер управляемости, что безопаснее. (пока туда не влезут шаловливые ручонки)

Итог для сивика:
1. Для спокойной гражданской езды переднюю ось можно оставить "почти прямую", а угол схождения подобрать исходя из графика зависимости угла схождения от хода подвески.
2. Заднюю ось лучше выставить развал по краю допуска, то есть в -2гр, схождение же слегка свести в плюс и незначительно закрыть колеса. Так сильно безопаснее и хотя бы на заднее оси всегда будет хороший зацеп.
3. Можно разваливать колеса спереди сильнее, если не пугает дерготня рулевого, но надо помнить! что это сместит баланс управляемости в сторону избыточности. При этом пытаться разваливать еще второю ось/зад больше -2гр30мин опасно для езды в по мокрому.
4. Если просто выставить задние колеса прямо, надо сильно заваливать схождение в плюс сзади, иначе задняя ось будет постоянно рыскать за счет угла увода шин и свободного хода в с/б.
5. Нельзя просто взять и накрутить на простом сивике углы до "топора"! так это сильно завалит "динамические" характеристики и развала и схождения, их зависимости от хода сжатия подвески, и машина станет ехать только хуже и нервно рыскать в упоре. Для корректной настройки требуется замена стабилизаторов, пружин и вообще установка всей подвески "топора", включая амортизаторы.

PS и да! если у вас сели пружины, - надо просто пойти и поменять пружины! а не пытаться накрутить то что не сломано
Friday, November 18, 2022, 14:24


Back Next

1999-2022 © krt