Andrei's Blog (Блог Андрея Крутько)
Блог, Эмиграция, Разное
by andrei@krutsko.com


https://youtu.be/x0_xvBriEsc
Sunday, December 31, 2023, 09:53

by andrei@krutsko.com

Они существуют! вся Австрия поперек, до границы со Швейцарией, заезд в Мюнхен и вот он "захватчик авторынка Европы" найден (!), кабзда бмв.


Friday, December 29, 2023, 12:46

Авто, Mitsubishi Pajero Sport 3, Отдых, Зарубежье, Австрия
by andrei@krutsko.com


Tuesday, December 26, 2023, 16:47

Отдых, Зарубежье, Австрия
by andrei@krutsko.com




Monday, December 25, 2023, 14:30

Авто, Honda Civic X, Mitsubishi Pajero Sport 3, Гаджеты
by andrei@krutsko.com

Давно ищу себе беспроводной адаптер для Android Auto / Apple Car Play.
Периодически покупаю что-то, и все НЕ работает.
Пред. моделька с трудом завелась у жены в машине, но на митсубане "не взлетело".

Решил попробовать что-то новое из последних поколений. И! УДАЧА!



Есть connect!





Типа последнее 5ое поколение.




Из неочевидного - сначала надо найти Bluetooth и только потом активируется соединение на ГУ.
Но! при этом все быстро, без костылей, просто вставил в порт и все.

Поэтому дополнительно обозревать тут особо нечего, день катаюсь - без глюков.

Ну и "где купить"? - все как обычно: CarlinKit 5.0 Wired to Wireless Android Auto Box Wireless CarPlay Adapter


Friday, December 22, 2023, 11:32

Авто, Mitsubishi Pajero Sport 3, Электромобили
by andrei@krutsko.com

Любите ли вы “электрички” как люблю их я.

С помпой был анонсирован рубленый топором франкенштейн с колесами и экранчиками от Теслы.
Все просто слюной исходятся, как это кирпич, расталкивая воздух, разгоняется до 100ки за 2.6сек, с привязанным сзади на лафете зелененьким поршиком 911... и делает это, якобы, быстрее даже чем сам порш :)

Но, мы же, давайте попинаем это изделие палочкой и попробуем прагматично подумать, а че за хрень впаривают задорого, уверовашим в электротранспорт.




Для начала начнем вот с этих цифр:




На секундочку! это самая базовая и слабая версия и весит она 3тонны (без 5кг). И это сухая снаряженная масса, НЕ МАКСИМАЛЬНАЯ. А самая дурная версия, сухая снаряженная масса - уже 3105кг, что в некоторых странах даже за рамками B категории ВУ, и регистрируется уже как грузовой транспорт (а с любым дооснащением, так точно уже вылазит “за” и даже в Европе).

Зачем я это пишу? - Сравним с нормальным рамным внедорожником.

Mps3 = 2220кг и это, с огромным задним мостом, тяжеленым дизелем, с установленными кучами допов, с лебедкой, скрытыми трубами усилений, с толстенными силовыми задними балками под квадрат фаркопа, с кучей защит снизу + полный бак, + базовый шмурдяк в багажнике + термокружка недопитого кофе в подстаканнике.



780кг разница почти пустых машин. Много это или мало? Давайте посчитаем.


Базовая формула движения автомобиля:
F = Fa + Fk


Что состоит из:
Сила сопротивления ветра (аэродинамика) Fa=Сх*P*V^2*S/2
Сила сопротивления качению Fk= k*m*g



Чтобы не усложнять, давайте условимся что Cx и лобовое сечение сравнимы, и просто отбросим эту часть уравнения как равную. То есть проигнорируем силу Fa как равный фактор, не зависящий от массы.

Поcмотрим только на Fk= k*m*g

Именно эта мгновенная сила определяет сколько энергии нам надо затратить на перемещение лишней массы на определенное расстояние из точки А в точку Б.

Расчет проведем при статистически средней долговременной скорости авто в 45км/ч (=12.5м/с). Почему не 90км/ч? Ну если раздвигать эти лишние 780кг на дистанцию хотя бы в 100тыщ км, то на таком интервале, у среднего автомобиля средняя выходит как раз примерно 45кмч, поэтому берем ее.

Считаем на обычных колесах с коэф. трения k=0.015 (а если считать внедорожные колеса то это будет и 0.02 и даже 0.04).


Получим, что для перемещения “лишних” 780кг на дистанции в 100км потребуется “лишних” 3.185 кВт*ч.



Много ли это или мало?

Лишних” 3.185 кВт*ч это было затрачено на колесе.
Но владельцам электричек не продают энергию на колесе, ее продают со счетчика, ну условно с розетки.
А энергии от розетки надо еще добраться до колеса.

Давайте посчитаем (еще раз, ибо ранее уже была часовая лекция где я это считал в деталях)

Итак цепочка:

До батареи. КПД приводов в 0.98, КПД редуктора (с передаточным 9:1) в 0.97, двс и коробки передач нету, зато есть электромотор, там еще КПД в 0.95.

Все? Неа 😊

Самое смешное в электричках это зарядка! В идеальных условиях быстрой зарядки DC->DC, то там КПД достигает 0.93. И чем дольше и медленнее идет зарядка тем хуже и хуже. Например если вы заряжаете “вашу тесла” дома, от домашней розетки, AC->DC, то помимо лишнего очередного преобразования, “ваша тесла” кушает строго мгновенных 300Вт просто на поддержания всех систем.

Итоговый КПД зарядки дома подсчитала EPA (государственное агентство по защите окружающей среды в США).

Если вы заряжаетесь в штатах от их сети в 110/120V то у вас будет общий КПД всей зарядки от розетки до батарейки 0.7, именно за счет времени и потерь на поддержание всех систем вашей теслы 😊
В “ойропах” за счет 220/240V да еще если розеточка позволяет всосать аж рекордные 32А, чуть лучше – КПД будет аж целых 0.75.
Но! А вдруг наступит зима 😊 Помните же (!) что батарейку надо греть (!)
Итого, даже при легком минусе, тесла тратит уже не 300Вт, а все 500Вт вникуда, еще сильнее снижая КПД зарядки. В большой мороз на системы и подорев батарей может уходить вплоть до целого 1кВт.
Итого в зимний период общее КПД зарядки вашей теслы падает до 0.6... и это я еще не пишу про случаи убитых батарей, где можно упасть и до 0.5, потеряв еще кучу бесполезной энергии на балансировку мертвых банок.

Помните, я недавно приводил пример сколько энергии из розетки высосала реальная тесла по данным ее внутреннего компьютера в реальной жизни?.
Там получилось что:
Автор прям так радостно что-то рассказывает про 18-22кВтч на 100км пробега, но внезапно сам привел всю статистику по машине на пробеге в 80ткм, где прям режет глаз цифра в "всего заряжено, а значит потрачено = 25275кВтч"... хм за 80ткм? это получается 25275/80000*100=31.6кВтч на 100км, верно? гиде тут 18-22кВтч/100? упс?

Так вот это как раз оно, именно из-за КПД зарядки в 0.75 или даже 0.6 и выходит и близко не 18-22кВтч из страны "розовых пони", а все 31.6кВтч/100км на дистанции в 80тыщ км. :)))




Много текста, но итог таков.

На батарее “лишние” 3.185 кВт*ч с колеса, или 780кг, обходятся в реальных 3.526 кВт*ч
На розетке ЛЕТОМ “лишние” 780кг или 3.185кВт*ч с колеса, обходятся в реальных 4.702 кВт*ч
На розетке ЗИМОЙ “лишние” 780кг или 3.185кВт*ч с колеса, обходятся в реальных 5.878 кВт*ч


Сейчас у мня тариф за электричество домашний составляет 0.25 евро/кВт, но если я увеличу потребление и выйду за лимит в мес (то есть начну заряжать электричку), то он вырастет до 0.35 евро/кВт. На быстрой зарядной станции же цены от 0.41евро/кВтч и до 0.5евро/кВтч.



В деньгах, эти лишние 780кг лишнего веса Кибертрака, относительно нормальной машины составляют:

Летом на 100км 4.702*0.35 = 1.65евро. Зимой же каждые 100км обойдутся дороже в 2.05евро за каждые 100км.

Итого на пробеге 100тыщ км вы заплатите примерно 1800 евро за перевозку “ничего”, за перевозку лишнего балласта в 780кг, относительно нормальной машины.





Ну а вообще, я люблю эксперименты.

Поэтому я тут выехал на дорожку и решил “дайка я включу тесла-драйв-стайл” и проедусь туда сюда в идеальных условиях. Сколько же сожрет дорогущей солярочки мой “бегемот” с этим грязным и богомерзким дизелем. Даже ролик вам записал, чтобы не думали что я тут с горы “удачную фотку” вам решил выложить 😊


https://youtu.be/Xo9Qu84UvFQ

Ценнички на заправочках они нынче вот такие, сами можете подсчитать сколько это евриков надо выложить за каждые 100км с такими показателями.



Если не очень с калкулятером, то 6.4л/100км*1.47евро = 9.4евро/100км.
И машине не надо 365/24/7 возить лишние 780кг лития под брюхом.





Сколько там потребление у кибератака, по какой цене считать каждый кВт, учитывать ли 0.75 КПД зарядки летом или 0.6 КПД зарядки зимой – сами уже прикиньте 😊 тут уже сильно зависит от вас 😊


PS Нет, оставить посетителям самим чтото считать с калькулятором это тупик.... + предвижу возмущения, "проехался по трассе" или "фигня все это, покажи средний расход" или "тесла все равно это окупит"... ну вот вам средний расход с затычной деревней и поездками по нечищеным сугробам и проездам... сколько там Cybertruck в реальной жизни без лютых пробок? 25-28кВтч/100км? с учетом КПД зарядки в хотя бы 0.75 и цене 0.35евро от розетки дома сколько выходит? = 11.5евро/100км!... так что оно окупит?

И да, расход кибертрака, из одного весьма неплохого тестдрайва:

458 (wh / mile) = 28.4588006 kwh per (100 km)
Wednesday, December 13, 2023, 13:47

by andrei@krutsko.com



На самом деле подобных описаний в сети достаточно, но проходя это лично, появилось желание чуть чуть уточнить несколько моментов и рассказать с моего личного ракурса и взгляда на эту процедуру.



Шаг 1 - Экспертиза.

В первую очередь надо пройти экспертизу вашего авто на предмет соответствия нормам и законам LT.
В общем случае уделяется внимание световым приборам, наличию задних ПТФ, цвет и форма и наличие всех поворотников (привет "американцы"). Для моего авто, забегая вперед - все свелось к взвешиванию.

Литва старательно уходит в электронные системы учета, регистрации, и всего. Поэтому для проведения экспертизы надо заранее записаться онлайн и забукать нужный слот.

Делается это по ссылке: https://www.vta.lt/



Далее вам предложат на выбор место, где вы это собираетесь сделать, и доступные таймслоты.

Я лично выбирал Tuvlita Avižienių TAS по адресу Senasis Ukmergės kl. 16, 14302 Avižieniai.
Во-первых мне это близко :) Во вторых тут же под одной крышей и техосмотр и рядом же и отделение Регитры, где в случае чего можно что-то подспросить и получить небольшую консультацию (правда все по электронной очереди, но тем не менее)




Проходите экспертизу.




(кстати теперь я точно знаю и развесовку, и общую массу и не только по осям, но по каждому колесу)





Шаг 2 - Техосмотр


Там же, где и проходили экспертизу - под одной крышей можно сразу же пройти и тех.осмотр авто. Как только получили заключение эксперта, сразу же в кассе оплачиваете заезд на линию, получаете талончик и ждете очереди.

Авто по линии ТО проводит лично сотрудник. Вы предоставляете авто перед въездом в ворота, и отходите в зону ожидания за стекло и ждете. Авто проходит линию. В конце вам все расскажут и дадут заключение.

Тут все банально и стандартно. Аптечка, жилет, огнетушитель + исправное авто.


В итоге у вас на руках должно быть две таких бумаги:



Цена вопроса на этом этапе 87евро экспертиза + 35.7евро ТО (пока не так и страшно и еще не больно)





Шаг 4 - Ловим даты на регистрацию и постановку на учет

По логике это надо сделать после страховки, но не беларусам рассказывать что значит "ловить даты". Поэтому как только эксперт "дал добро", букаем время.

Делается это по ссылке: https://www.regitra.lt/

Прикидываемся "купили машину за рубежом", ибо более подходящего пункта нету, на месте уже все необходимые детали проясните с сотрудником.







Ну и выбираете из 3х различных вариантов где можно ставить машину, наиболее вам подходящий как по месту, так и по времени:


(рекомендуют выбирать Lentvario g.7, как главный офис, там больше в курсе всех нестандартных процедур и тонкостей, но у меня все норм прошло там же на Senasis Ukmergės)

Все, "дату словили", теперь надо выписать страховку.





Шаг 4 - Страховка

Страховка нужна обязательно. Обычная "зеленая карта", даже литовская! не подойдет (тем более польская). Без обычной литовской страховки на учет просто не поставят.

Вот тут будет сложно. Сразу, сходу, все страховые организации жестко отказываются страховать авто на номерах РБ.
Мне пришлось долго объяснять что мне это нужно для постановки на учет, что страховка должна быть без номеров, только по VIN.
Но, не всегда компетенций конкретных сотрудников страховой хватает для таких нестандартных кейсов.

Поэтому, пришлось немного забить на выбор "выгодного предложения" (а тут минимум полтинничек можно найти) и брать что дают, точнее страховать там, где это умеют. За страховкой я поехал туда, где к ним чаще всего приходят такие же беларусы, то есть непосредственно рядом в том же здании с Регитрой.




Девочка была хорошо в курсе, что такое выписать страховку для постановки авто на учет "по VIN" и, что потом у авто будут LT номера.

Цену писать не буду, так тут сильно зависит от срока. Вы можете застраховать на минимальный срок, и потом перестраховать в более другой компании, где у вас будут большие скидки и лучшие условия.
Примерно, страховка на год на среднюю машину стоит от 150евро за мелкий хэтч и до 250евро за что-то большое и внедорожное.
Уже потом, можно будет еще и оформить КАСКО, и будет уже вместе приличная скидка. То есть, тем более, нету смысла сразу жахать на год. Выбор за вами.





Шаг 5 - Регистрация.


Казалось бы, самый ответственный шаг. Но, на самом деле, он самый простой. Хоть и самый дорогой.
К назначенному времени приходите в нужное отделение Регитры, в основное здание, и с номером из СМС, пришедшего после "словленной даты", берете талончик. Там же у сотрудников можно уточнить, где непосредственно проходит регистрация. Это обычно происходит на улице в специальных крытых навесах.
Заранее, конечно же, следует открыть для доступа все таблички с VIN, очистить от антикора раму (если VIN залит антикором).
Там вас несколько раз отправят в кассу.
Сначала оплатить за осмотр. А потом попросят заплатить налог (в зависимости от экологического класса авто)

Вот тут было больно. И за мой дизельный внедорожник, мне влупили за экологию налог при постановке на учет:



Но, при этом, я тут же получил заветный зеленый техпаспорт и "синие" LT номера.



Итого:

87евро экспертиза
+ 35.7евро ТО
+ 480,17евро налог
+ ~150-250евро страховка


По времени.

От момента как я забукал время на посещение экспертизы и до сегодняшнего дня, когда я уже окончательно прикрутил номера к машине - прошло чуть менее 2х недель.



По ключевым вопросам.
1. я ставил на учет "без права продажи" и соотв. без растаможки, ибо машина никогда не продавалась в EU и не сертифицирована, и в принципе продать ее тут нельзя никак,
2. если бы модель авто, когда либо была сертифицирована в EU, то тогда можно пробовать ставить на учёт "с правом продажи", но уже надо растаможить, а это либо 30%, либо 0% (!) но на 0% давался льготный 1год с момента получения ВНЖ, я это время уже пропустил,
3. у меня 1год давно давно прошел, так что п1 без вариантов.
4. регистрационные знаки РБ остаются у меня, забирают только техпаспорт. который я просил оставить на хранение, если я ее когда-либо потом захочу продать, мне надо будет забрать с хранения техпаспорт, поставить номера РБ, выехать в РБ и там продать.
5. и да, машина официально остается висеть на учете в РБ, со всеми вытекающими минусами.

PS Да, конечно! выгоднее в общем случае авто в РБ продать, и купить замену себе тут. Взять либо тоже самое, но просто дешевле, либо лучшее, моложе, новее и в те же деньги. Так и надо поступать! Например продать в РБ какой полуседан, и купить взамен тут короллу, чуть ли не новую из салона по цене 3х летнего поло в РБ.
Но мой случай не совсем стандартный, ибо прям когда ниразу не бюджетка, когда имеем дорогое 3хлетнее авто - такое в РБ сейчас продать трудно, (денег нет но вы держитесь). А купить авто аналогичного класса в Европе уже крайне не просто. Из вариантов это слить задешево в РБ, и взять тут прадика, но удивительное дело, на это надо добавить 10-15к сверху... Парадокс!
В то время как например с машиной для супруги, все было ровно наоборот и машина в РБ ушла сильно дороже, а тут уже купили замену и лучше и новее и сильно дешевле...
Возможно в вашем случае как раз лучше не ставить на номера, а провернуть вариант с "продать в РБ", и купить на месте.

Updated

По поводу хранения техпаспорта. Вам должны выдать вам такой вот акт:
(без него хранение считается не оформленным, и ваш техпаспорт РБ просто выбросят)


Thursday, December 07, 2023, 13:58


Back Next

1999-2024 © krt