Andrei's Blog (Блог Андрея Крутько)
by andrei@krutsko.com

У кого-то зима наступает по отоплению, у кого-то внезапно... но у нас есть "блокнотег" и мы втуды что-то записываем!
А точнее! мы знаем когда же примерно можно ожидать более менее внятной зимы в наших краях. "По блокнотегу" четко знаем когда уже наконец "будет пора". И можно спокойно, размеренно, без суеты, истерик, розовых соплей и просто без лишней спешки взять и по лайту поменять шины.




Но! Мы не будем сегодня радостно вопить "пап я покакала". Конечно же нет! Вместо бессполезного сотрясания воздуха, попробуем затронуть один весьма очевидный аспект, который мне всегда казался самим собой разумеющимся, но! как выяснилось, для многих это не так.

Итак! Имеем внедорожник.

Шины у внедорожника давно не совсем стоковые. Более того, они могут быть еще и разные.
Зима/лето/шоссе/болото - не получается "зимой и летом одним цветом", приходится подкидывать что-то по ситуации.

Как уже много раз повторял - вся суть нормального внедорожника и отличие от сопливых паркетников в том, что на внедорожник МОЖНО и НУЖНО ставить злые колеса под каждые конкретные условия. А вот на асфальтовых машинах, такая опция отсутствует на корню! Полностью отсутствует как явление. Нельзя на паркетник поставить что-то "злое" и при этом не поломать все привода и редуктора в первой же луже. Только сток размер, и нини!
А уже имея внедорожник, ну как же на нем не играться с колесами!
Тем более, что именно колеса и составляют 80% проходимости, а не всякие там "блокировки" и прочие "террэин-респонсы" и аналогичные помощники.


Ну а теперь ближе к делу.

То, что было неактуально легковушках и обычных асфальтовых машинках, внезапно становится обязательной процедурой на пазашляховiках.

Колеса могут быть разные, где-то размер чуть больше, где-то чуть меньше - и все это вместе предельно далеко от стока.
Если старым машинам с большего было все равно. Врет приборка - стрелочка на приборке "переставлялась". Не вывозит мотор, коробке не находится нужных передач - можно и ГП поменять, чтобы хоть как-то ехать.
В современных машинах менять ГП уже не совсем очевидный и нужный ход, тем более что часто это приводит к прослаблению редукторов и ухудшению надежности. Подробнее было в соотв ролике - https://www.youtube.com/watch?v=MiF6Lx6egyA.
Стрелочку с электронными прибоками тоже особо не поменять. Оно уже так не работает, как это было раньше "на тросиках".
А потом оказывается что мотор с коробкой еще и учитывают размер колеса и умеют подстраивать работу и переключения в зависимости от диаметра и длинны окружности... Надо как-то с машиной этот момент согласовать, чтобы все работало максимально эффективно.

Это не только про правильные показания и корректные цифры одометра. Это еще и правильные переключения АКПП, отсутствие толчков, и более быструю адаптацию логики и управления гидроблока.

Все современные машины имеют возможность програмно менять размер колеса! Прям все!
Где-то только дилерский сканер, где-то мультимарочники. В особо продвинутых машинах чуть ли не в главном меню.
Так это работает абсолютно у всех, и за многие годы колупания с различными автомобилями это казалось предельно простой и очевидной операцией. Каково же было мое удивление, что владельцы MPS3 этого совершенно не знают и не понимают.


(на полном серьезе ездить по 100ткм без калибровок, с врущим спидометром и одометром, не совсем корректно работающими мотором и коробкой, в уме пересчитывать пробег каждый раз... даааа...)

Безусловно, тут есть и человеческий фактор. Уж не знаю как так получилось, но именно в сообществе вокруг этой машины околачиваются максимально далекие и ничего не понимающие в технике персонажи.
Зверушки это, хоть и предельно туповатые, но! надо сказать, есть и от них польза!
Именно благодаря таким "крикунам" и появилась идея все же расписать "как и что", что именно надо делать с изменением размера колеса на Mitsubishi Pajero Sport (3G). Как осуществить и подстроить "мозг" автомобиля и всю приборку под новые вводные и другие размерности колес.

Главное - диаметр и длину колеса в кодировках на Mitsubishi Pajero Sport (3G) можно и нужно менять при фактической смене шин на больший или меньший размер.

Делается это путем изменения калибровок блока ETACS и Engine. Как на скриншотах ниже:







Обратите внимание! Именно в двух местах. Изменение только ETACS исправит одометр, но ни мотор ни коробка нормально с новыми колесами работать не будут! (точнее рано или поздно подстроят адаптациями, но зачем, если можно не перенагружать)

Меняете кодировки, и одну за одной заливаете в блоки:







В моем случае летнее 33е колесо, имеет длину примерно 2500мм. А при переходе на зимние колеса, которые у меня якобы заявлено 32-дюйм, но маломерят! и по факту это всего лишь 31' - получаем 2405мм


А теперь как проверить что вы сделали все правильно:

По ODB2 протоколу отдается реальная скорость автомобиля. Она всегда максимально точно совпадает с реальной скоростью по GPS. Погрешность минимальна. (должна быть)
Любой софт умеет снять скорость с ODB2 и одновременно показать для наглядности скорость GPS

Вот я специально сделал скриншот, что выдает через ODB2 моя машина если летние 33ие колеса просто поменять на зимние 31ые колеса, ничего не меня в кодировках:



Совсем ерунда! При реальной скорости 91кмч, мотор думает что он везет тележку 95кмч... что уж говорить про приборку, которой по закону стандартом положено завышать на 5%. Там вообще 100кмч стрелка лупит, а реальная 91кмч по GPS.




Соответственно если у вас все еще "родные калибровки" как машина вышла с завода, - все тоже самое только в другую сторону.




Ну а теперь, та же дорога, так же скорость. Но залили нужные калибровки, под нужный размер шин:



Идеально!
И скорость по OBD2 и по GPS совпадает!
И одометр считает метр в метр!
Приборка показывает положенные и привычные +5%, но это закон! иначе и нельзя.
И никаких пинков в коробке.
И мотор по ощущениям ну никак не заметил смены шин и не изменил работу.


Saturday, November 18, 2023, 12:49

by andrei@krutsko.com

Любите ли вы электромобили, как люблю их я.

Еще один аргумент, фанатики электротранспорта постоянно твердят "вы не понимаити, ета другое", уверяют что якобы батарейки в машинках как-то могут отличаться от батарейках в ноутах, телефонах или других носимых устройствах.
Постоянно перекидывают друг другу "хэппи сториз", как то там то там кто-то поехал на очередной тесле очередные 300тки и вполне как утверждается что батарейка "живее всех живых".


Но, как и много раз уже повторялось, это все wishful thinking и к реальности не имеет никакого отношения. Редкие случаи долгожития есть всегда, но общая практика совсем другая.

Как с любыми другими устройствами, использующими технологии химического накопления и преобразования энергии, реальный ресурс в разы и сильно отличается.

Фактически ситуация полностью аналогична телефонам и ноутбукам, а батарея по показателям потерявшая 20% ёмкости, при остатке 80% уже мертвая батарея:
1. при большой нагрузке батарея уже не выдерживает, уходит в кз, срабатывает защита бмс,
2. при морозах мгновенно саморазряжается,
3. разрядка начинает происходить нелинейно, и начинает внезапно и непрогнозируемо терять заряд без причины,
4. куча лишних кВт уходит на баллансировку... зарядка после 90% мотает счетчик, греет батарейку но ничего не происходит, деньги в трубу.


Чем больше электрички идут в массы тем больше и больше розовые сопли разбиваются о суровую реальность:



https://uk.motor1.com/news/695053/uber-driver-tesla-model-3-battery-dies/

Всего лишь1 год и 4мес. 193ткм и батарея труп.
И добро пожаловать 20кЕ в кассу за новой батарейкой. И так каждый год ему делать?
Friday, November 10, 2023, 10:28

by andrei@krutsko.com

Любите ли вы электромобили, как люблю их я?

Читатели и подписчики поделились прекрасным на форуме, не могу не удержаться, чтобы снова вас порадовать результатами отличного эксперимента:



(для любителей полной информации, на языке оригинала - вот)

Удивительно, но в тест взяли не просто "похожие" автомобили, а можно сказать одинаковые автомобили. Машины попарно одного поколения, одного шасси и платформы.

"Ездить на электричках дешево, кричали они"



Но и это еще не все.

Исследования проводят и вполне серьезные институты и делают это постоянно:

2023 - https://www.andersoneconomicgroup.com/many-gas-powered-cars-cheaper-to-fuel-than-electric-in-2023/
late 2022 - https://www.andersoneconomicgroup.com/cars-gas-powered-cheaper-to-fuel-than-electric-in-late-2022/



Overview of Findings by Vehicle Type, Q2 2023

Entry-priced cars and crossovers: In the entry-priced segment, gas-powered cars were the most economical to fuel at around $9.78 per 100 purposeful miles. That’s significantly more affordable than an entry-priced EV charged mostly at home ($12.55), and it’s a dramatic savings over an EV charged mostly at commercial charging stations ($15.97).

Mid-priced cars and crossovers: ICE vehicles were also more affordable to fuel in this segment, at approximately $11.08 per 100 miles. This cost is lower than that for primarily home EV charging ($12.62) and for mostly commercial EV charging ($16.10).

...

Pickup trucks: At around $17.10 per 100 miles, diesel-powered trucks were less expensive to fuel than their gas or electric counterparts. Gasoline-powered pickups cost about $17.58 to fuel, while EV trucks charged mostly at home cost $17.72. Drivers of electric pickups who needed to charge commercially most of the time found themselves paying about $26.38—exceeding their diesel counterparts by about $9.


Последний оплот фанатиков - "я заряжаюсь дома", и даже он рассыпается в пыль.
Даже зарядка дома дороже!
Удивляет?


Вот как-то так. Кажется до них что-то начинает доходить :)
Tuesday, November 07, 2023, 08:54

Авто, Mitsubishi Pajero Sport 3, Дизель
by andrei@krutsko.com

Вниманию владельцев Mitsubishi Pajero Sport 3 (MPS3 Gen3).

В очередной "соцсети про машинки", появилась "душераздирающая история" о якобы серьезных проблемах в конструкции ТФ на дизельных моторах 4N15.






Все как мы любим: скандалы, интриги, сенсации.

Предполагается, что фильтр плохой, потому что резинка там, якобы, становится криво и фильтр не работает как надо.
Даже иллюстрация приложена:



Звучит и красиво и даже правдоподобно, и даже действительно ТФ можно так упороть и профуфлить установку.
НО! Этот косяк мгновенно ощущается еще при затяжке крышки, и хоть и реализуем, но мгновенно обнаруживается. машина так не уедет дальше ворот сервиса.



Если у вас все нормально - НЕ ВЗДУМАЙТЕ ТУДА ЛАЗИТЬ! БЕЗ ПРИЧИНЫ!!!

НЕ НАДО ОТКРУЧИВАТЬ КРЫШКУ И ПРОВЕРЯТЬ КАК СТОИТ РЕЗИНКА!!!




Абисняю.

Все дело в том что резинки на всех ТФ (да и на МФ) постоянно находятся в сверхагрессивной среде. Хоть их и делают бензомаслостойкими, но время делает свое дело. И резинки РАЗБУХАЮТ и растягиваются.
Именно поэтому они всегда лежат в комплекте с фильтрами и они ОДНОРАЗОВЫЕ.

Всегда и у всех, если этот фильтр единожды поставили и он проработал хотя бы неделю - НАЗАД ЭТУ РЕЗИНКУ УЖЕ НЕ ПОСТАВИТЬ! ОНА РАСТЯГИВАЕТСЯ, а точнее разбухает от топлива сама.

Внутри ТФ она стоит в распоре между фильтром и корпусом, и давая натяг, никуда не денется, даже если разбухла, свою функцию она все равно выполняет! Но стоит ТФ снять - она расслабляется и назад вы ее уже никогда не поставите!

Это значит что в 100% случаев абсолютно у всех машин, если вы разберете ТФ - вы увидите разбухшую и перекошенную резинку именно как в статье выше!
Любой разобранный фильтр, поработавший какое-то время будет выглядеть так же. ТАК ДОЛЖНО БЫТЬ! ЭТО НОРМАЛЬНО!



У меня как раз пора перед зимой менять ТФ, и я специально для вас сделал пару фотографий как это выглядит на 100% правильно установленном изначально ТФ без малейших косяков и замечаний:



Так же самая картина, стоит поднять крышку! И еще раз - ЭТО ЕСТЬ НОРМА!

Если же вы залезете просто ради любопытсва глянуть что там и у вас нету под рукой запасного ТФ или резинки - вы попали :)
Не надо туда лазить! без причины.




Старая резинка, накинутая на новом фильтре, для сравнения совершенно без натяга, просто болтается на корпусе, в то время как новая резинка плотно лежит в канавке:



Ну или крупнее на старом фильтре:





Резинки эти просто одноразовые, и разбухают. Залезли? - ТОЛЬКО ЗАМЕНА. Нету запасного или резинки - НЕ ЛЕЗЬТЕ ТУДА, она все равно будет перекошена в сам момент разборки, ничего нового вы там не увидите, у всех так.

А что касается изначальной проблемы и вибрации - это НЕ РЕЗИНКА. Я больше уверен что ТФ подзабит и дает большое сопротивление на прокачку топлива. Особенно пока топливо не прогреется. Но это мое любимое "гадание по инцярнетам" и без машины в руках и серьезного копания проблемы неделями - давать диагнозы удаленно это дурь, так что я точно не знаю что там и не могу знать.
Да и подсос воздуха при ТФ дающим большое сопротивление это вопрос времени, воздух при серьезном разряжении всегда себе дырочку найдет, и врятли это где-то в лягухе или в корпусе ТФ, тем более что данная резинка разграничивает чистую и грязную зону ТФ и не воздух не влияет.


PS: ТФ = "топливный фильр", МФ = "маслянный фильтр", если кто случайно зашел и не раздупляет о чем это все. А вообще - не мешайте машине ездить! и, тем более, если не понимание устройства - не лезьте внутрь!
Wednesday, October 25, 2023, 08:37

by andrei@krutsko.com

Пост повторения :) Снова актуалочка, как и каждую осень. "Пап, я покакала… — поздравляю!"

И снова и снова это хочется написать и передразнить в эти осенние дни многих писателей соцсетей "про машинки".







Умилительная и искреннее наивная простота миллиардов сообщений о том что "я переобулся" - Ну опять и снова, Ну поздравляю!




Но! А давайте я напишу еще раз, снова! что - зимняя резина на асфальте (даже мокром, даже в минус) тормозит ХУЖЕ ЛЕТНЕЙ.
Показывалось уже сотни раз, и на восклицание "какие-то древние замеры, технологии и колеса стали всё лучше"... ну вот там замеры сделанные в 2023м году, достаточно известным изданием на полигоне со всей аппаратурой:



Обожествляете "зимнюю резину"? Не отдаете себе отчет что это не только хорошо но и есть минусы? - Ну вот вам:



Вкинули слишком рано "зимние шины", - получите! = проигрыш в торможении 11-15м.
Не предприняли мер по РЕЗКОМУ переходу на очень аккуратный стиль вождения с огромными дистанциями, особенно по сухому асфальту? - получите аварию на ровном месте и чистой дороге.

Это значит, затормози резко перед вами грузовик или седельный тягач с полуприцепом, затормози именно резко и достаточно интенсивно... и, как бы вы не нажимали педаль, как бы вы не реагировали, какие бы умные системы предупреждения столкновений ни стояли, результат будет вот таким:


(да, на грузовиках уж точно не будет осенью раньше времени супер мягких зимних шин, а тормозят они, даже груженые! огого как эффективно)

15м дистанции + время реакции ~1-2сек да скорости в 100кмч? а всегда ли вы держите 60+м дистанцию в потоке?
"15м разницы" + "1-2сек реакции на 100кмч" = это не менее 60м надо!

Конечно! Выпади снег = летняя резина это катастрофа! Вот уже зимой, зимняя резина нужна обязательно! И конечно без нее нельзя.
Но!
Но помните! - у "зимней резины" есть проблемы! + надо радикально менять стиль вождения НЕ когда выпал снег(!), а уже когда вы только поставили(!) зимнюю резину, даже если дороги еще чистые.




Буквально вот недавно я встретил от одного очень уважаемого мною человека, мастера автомобильного спорта, заслуженного тренера по автоспорту вот такую фразу: "лучше летом ездить на зимних шинах, чем зимой на летних".

Прав ли он?

Я вот прям резко с ним не согласен, и уж прошу прощения, но: ОЧЕНЬ ПЛОХО летом ездить на зимних шинах и тоже очень опасно, не менее опасно как ездить зимой на летних.

И то и то плохо и то и то приводит к авариям и весьма печальным последствиям! Особенно плохо резкое изменение характеристик и повадок машины (смена летних шин на зимние), и водитель не отдающий себе в этом отчет.


Monday, October 23, 2023, 09:40

Отдых, Рыбалка, Разное
by andrei@krutsko.com

Проутюжил весь день... пару мелких судачков, менее порога в 45см, все поплыли домой подрастать.



Ну и окушки,.. и все



Зачетного ничего :(

Зато на воде красиво конечно.



https://youtu.be/Fj4d045puu4

Sunday, October 22, 2023, 17:32

by andrei@krutsko.com

Кажется до них начинает что-то доходить :)) или любите ли вы "электрички" как их люблю я.





Прислали тут в нашем уютном TG чате две замечательные ссылки, мимо которых ну никак не мог пройти ^))
Ссылка раз и два.


И дело тут не в поломках, ломается все.
Дело в цифрах.

Две цитаты:


За замену аккумулятора в Tesla Model Y после дождя в Шотландии в сервисе запросили $21 200. Оказалось, что в гарантийные обязательства Tesla такой случай не входит, а производитель рекомендует ставить новую тяговую батарею без ремонта вышедшей из строя.

Шотландская пара Джонни Басигалупо и Роб Хасси рассказала СМИ, что поездка по дождливому Эдинбурге до ресторана прошла без проблем. Электромобиль не показывал никаких ошибок. Спустя некоторое время при попытке вернуться домой Басигалупо не смог включить бортовые системы Tesla. Электромобиль перестал работать и не двигался.

Басигалупо позвонил в отдел обслуживания клиентов Tesla, оттуда прислали эвакуатор только через пять часов.
В итоге в сервисе заявили Басигалупо, что необходима полная замена батареи, так как туда попала вода и этот основной элемент электромобиля вышел из строя. Причём на такую поломку из-за попадания воды не распространяется штатная 8-летняя гарантия на батарею, а установка новой стоит £17 500 ($21 200).
...




В декабре 2021 года житель Финляндии Туомас Катайнен отказался заплатить €20 тыс. за замену аккумулятора своей Tesla Model S 2013 года и решил просто взорвать свой электрокар, так как цена за ремонт батареи или её замены неоправданно высока.
...


Ой :))) А что случилось :)))

А неужели до владельцев потихоньку через лютую попа-боль что-то доходит, доходит что они переплачивают сверху за кучку лития стоимость отличного городского автомобильчика типа тойота ярис?

Старая шутка что "полный бак увеличивает стоимость авто в два раза" перестает быть шуткой :)


Tuesday, October 17, 2023, 09:00


Back Next

1999-2024 © krt